То есть, он туда приехал и стал жить. Приплыл корбалик, напугал папуасов, странные люди с белой кожей построили домик и уплыли. А один, значит, остался. Копья у него нет, лука нет, и если в него копьем потыкать, он стоит спокойно, и если попробовать копьем ему зубы раздвинуть, только отмахнется. Ну, раз его это не колышет, то, наверное, и не надо тыкать.
Постепенно папуасы к Маклаю привыкли и придумали игру: когда идут к деревне, где Маклая еще не видели (но слышали о нем в округе все - и как он стреляет из "табу", и что он может поджечь воду /вообще-то это был спирт, но Маклай не отрекался/, а еще у него есть зеркала, гвозди, бусинки и он умеет прекращать ливень, только почему-то не хочет). ...когда идут к деревне, прячут Маклая у себя за спинами, подзывают с плантации женщину и... нет, я лучше зацитирую.
"У забора рос сахарный тростник, и моим спутникам захотелось потешиться. Мы остановились. Сопровождавшие меня туземцы прокричали что-то; им ответил женский голос, который скоро приблизился. Тогда мои спутники стали передо мною на возвышенном крае тропинки и совсем закрыли меня.
Из-за тростника я скоро увидел приближавшуюся молодую женщину. Когда она подошла к забору, туземцы быстро расступились, и перед нею стоял я. Сильнейший ужас изобразился на лице папуаски, никогда еще не видавшей белого. Полуоткрытый рот испустил протяжное выдыхание, глаза широко раскрылись и потом резко и конвульсивно заморгали, руки судорожно ухватили тростник, а ноги отказывались служить. Спутники мои, довольные эффектом своей шутки, стали объяснять ей, кто я. "
Или вот еще, прелестное описание тяжелой папуасской жизни:
"Вечером зашел в Горенду и видел на туземцах результаты угощения, бывшего в Бонгу. Туземцы так наелись, и животы их, сильно выдающиеся вперед и натянутые, так нагружены, что им трудно ходить. Несмотря на то, каждый нес на спине или в руках порядочную порцию еды, с которой они намеревались покончить сегодня. Полный желудок мешал им даже говорить и, ожидая приготовления ужина, - что на этот раз было предоставлено молодежи, - мужчины лежали, растянувшись у костров. Я долго не забуду этого зрелища."
Первые полгода папуасы прятали от Маклая жен и детей, потом передумали, а затем и вовсе предложили построить хижину в деревне (каждая деревня предлагала свою) и дать двух-трех жен. А когда за ним приплыли, в порыве отчаяния предложили построить по дому в каждой деревне и к каждому же дому приложить припасы еды и двух-трех жен.
А однажды они расспрашивали его о России, о том, какие там деревья, свиньи, в твердой уверенности, что Маклай прилетел с луны, тыкали пальцем в звезды и спрашивали, на каких из них он был. И хотели детей назвать его именем, но Маклай был против. Но именем для девочки поделился - туземкам больше всего понравилось имя Мария.
Человек он интересный был. Радовался, что хижина стоит в стороне от папуасских деревень и жаловался, что слуга постоянно хочет разговаривать, в то время как он, Маклай, любит тишину и уединение. Когда умер второй слуга - описывалось, как он болел, (но так, мимоходом, дал лекарство, приходилось самому переворачивать шлюпку, потому что слуга болел), как Маклай брал его на руки, как ребенка, так он отощал за время болезни, - Маклай очень сокрушался, что ему не в чем сохранить мозг и ему пришлось довольствоваться, кажется, гландами. При этом он также лечил всех папуасов, которые приходили к нему, и ниже цитата про грозу. И... И много там. Очень интересно, иногда забываешь, что это было на самом деле, пытаешься угадать сюжет - не закончатся ли припасы до того, как приплывет корабль, выживет ли раненый друг-туземец, будет ли война с горной деревней.
Очень жаль, что в библиотеке только два тома из шести.
А началось все, конечно же, с музыки.
Прослушать или скачать Медведев Олег Миклухо-Маклай бесплатно на Простоплеер